Сравнительный анализ результатов диагностики мотивационной направленности личности Тест `Оценка мотивационной направленности личности` / (методика: С.В.Соловьев)
Категории респондентов:
Категория №1 "Взрослые" - 314 респондентов (от 18 лет и старше), прошедшие онлайн тестирование на сайте b-t Николая Типатова.
Категория №2 "Подростки" - 68 респондентов (ученики 10-11 классов), которые прошли тестирование в двух школах Киевской области.
Краткая характеристика оцениваемых мотивов
Мотив "Коллективизм" |
Стремление личности к совместной деятельности, требующей объединения усилий для решения общих задач, согласования целей, выбора средств их достижения, увязывания частных и общественных интересов.
|
Мотив "Ответственность" |
Стремление честно и старательно выполнять свои обязанности и договоренности, умение нести то, что положено, готовность платить за свои проколы, а при необходимости брать на себя трудные моменты жизни.
|
Мотив "Креативность" |
Стремление личности к творческим актам, которые ведут к новому необычному видению проблемы или ситуации. Творческие способности проявляются в мышлении индивидов, в их трудовой деятельности, в созданных ими произведениях искусства и т.д.
|
Мотив "Властолюбие" |
Стремление личности господствовать, распоряжаться и управлять, проводить свою волю вопреки сопротивлению других людей. Властолюбец безмерно любит начальствовать, его потребность чувствовать себя сильным, проявлять свое могущество в действии.
|
Мотив "Тщеславие" |
Стремление к завоеванию известности и славы с целью вызвать восхищение и зависть со стороны окружающих. Потребность в подтверждении своего превосходства над окружающими людьми, способность на неблаговидные поступки ради наград и внимания.
|
Мотив "Профессионализм" |
Стремление личности, систематически, эффективно и надежно выполнять определенную профессиональную деятельность. Желание соответствовать эталонам мастерства в своем деле. Потребность в обучении и развитии, повышении квалификации.
|
Мотив "Коммуникабельность" |
Стремление личности легко налаживать контакты с людьми, поддерживать с ними живое общение, умение устанавливать полезные деловые связи, быть приятным в общении и легко совместимым с партнерами по работе и своими клиентами.
|
Мотив "Обогащение" |
Стремление личности, обладающей практической сметкой и находчивостью устраивать дела в сфере экономики. Потребность в обогащении не только для материального благополучия, но и той власти и могущества, которые дают деньги.
|
Мотив "Себялюбие" |
Стремление личности к чрезмерной заботе о собственной пользе, ставящей свои интересы выше интересов других людей. Человек себялюбивый уповает на силу для достижения своих интересов. Умеренное самолюбие подразумевает уверенность в своих силах.
|
Мотив "Лидерство" |
Стремление личности оказывать решающее влияние на других людей, организовывать и направлять их коллективные действия, выполнять функции, связанные с планированием, координацией и контролем. Лидер способен брать на себя ответственность.
|
Сравнение мотивационных профилей взрослых и подростков
Тест Соловьева `Оценка мотивационной направленности личности` - Сравнительный анализ результатов
При сравнении общего профиля мотивационной направленности респондентов категории №1 "Взрослые" и категории №2 "Подростки" бросается в глаза, что левые половины профилей довольно схожи, а вот в правых половинах заметны различия. Это в первую очередь касаются таких мотивов как "Профессионализм" и "Коммуникабельность".
Сравнительная приоритетность мотивов
Приоритетность |
Взрослые 18 лет и старше |
Подростки 16-17 лет |
1 |
Профессионализм |
Коммуникабельность |
2 |
Лидерство |
Себялюбие |
3 |
Себялюбие |
Лидерство |
4 |
Обогащение |
Профессионализм |
5 |
Коммуникабельность |
Креативность |
6 |
Креативность |
Обогащение |
7 |
Ответственность |
Тщеславие |
8 |
Властолюбие |
Властолюбие |
9 |
Тщеславие |
Ответственность |
10 |
Коллективизм |
Коллективизм |
У респондентов из категории №1 в шкале приоритетности на первом месте стоит мотив "Профессионализм". Результат достаточно предсказуемый. Эту категорию можно отнести к так называемой "продвинутой" части социума. В ней преобладают студенты и люди с высшим образованием, которые активно пользуются услугами интернета. Они нацелены на профессиональную карьеру, стремятся к развитию, обучению и т.д. Неудивительно, что мотив "Профессионализм" у них стоит на первом месте. Этот мотив, безусловно, является социально значимым, от него зависит успешность экономического развития государства.
Приоритетность мотива "Коммуникабельность" у подростков объясняется возрастными особенностями этой категории. Подростки в этом возрасте нуждаются в общении, активно тянутся к сверстникам, завязывают дружбу и т.д.
В первой тройке шкалы приоритетности у детей и взрослых присутствуют два общих мотива - это "Себялюбие" и "Лидерство".
Мотив "Лидерство" у подростков можно объяснить стремлением к самоутверждению, желанием завоевать авторитет среди своих сверстников. Это, скорее всего, тоже связано с возрастными особенностями.
Мотив "Лидерство" у взрослых говорит о притязаниях и амбициях этой категории респондентов.
Наличие в первой тройке мотива "Себялюбие" в обеих категориях респондентов признак их низкой социальной зрелости. Невозможно объяснить приоритетность этого мотива только детским эгоизмом, причины явно глубже. Наше общество находится в глубоком кризисе. Период дикого капитализма, который мы сейчас переживаем, способствует нравственной деградации людей, внедрению в их сознание культа индивидуализма под предлогом свободы личности.
Мотив "Себялюбие" развивает в личности такие качества, как эгоизм, нежелание соизмерять свои интересы с интересами других людей. Эгоист зависим от своих желаний, он часто конфликтует, ему трудно вписаться в командную работу. Практика работы HR менеджеров по подбору персонала показывает, что среди претендентов на вакантные должности таких эгоистов не меньше 70%.
В категории №2 "Подростки" в верхней части шкалы приоритетности можно наблюдать противоречивое сочетание мотивов "Коммуникабельность" и "Себялюбие". Дело в том, что эгоист не способен быть по-настоящему коммуникабельным человеком, он привык "тянуть одеяло на себя", окружающие люди не чувствуют себя рядом с ним комфортно. Мотив "Профессия" у подростков не является приоритетным. Они мало задумываются о предстоящей трудовой деятельности, о своей профессиональной ориентации. Это явный прокол в семейном и школьном воспитании подрастающего поколения. Покупка диплома о высшем образовании, которое у нас превратилось в бизнес, не делает автоматически из наших чад профессионалов. Сотни тысяч таких дипломов пылятся в шкафах, а их хозяева занимаются неквалифицированным трудом или хуже того сидят на иждивении родителей.
На последнем месте в шкале приоритетности у взрослых и подростков находится мотив "Коллективизм". Здесь все логично, если доминирует мотив "Себялюбие", то его антипод мотив "Коллективизм" теряет свою силу. Так ли хороша и безобидна эта ситуация? Социальную значимость личностных качеств, связанных с мотивом "Коллективизм" трудно переоценить. Благодаря коллективизму, старшие поколения победили фашизм в Великой Отечественной войне, совершили техническую революцию, сохранили свою национальную идентичность. На принципах коллективизма и сегодня строятся наиболее эффективные модели экономики в таких странах как Япония и Китай. Даже в США, где активно насаждается идеология индивидуализма, менеджеры предприятий все больше внимания уделяют воспитанию у персонала коллективизма, построению рабочих команд.
Для категории "Подростки" на предпоследнем месте в шкале приоритетности оказался и мотив "Ответственность", который можно смело считать наиболее важным индикатором социальной зрелости той или иной группы людей. Без характерных качеств, связанных с этим мотивом, трудно воспитать законопослушных граждан, без личной ответственности не бывает надежных исполнителей и эффективных руководителей. В изъянах воспитания молодого поколения виновата не только школа, но и семья. Категория "Взрослые" не далеко ушла по приоритетности мотива "Ответственность" от подростков. Например, при диагностике 119 претендентов на позицию директора предприятия, только 26% показали уровень ответственности приемлемый для категории руководителей. Безответственность и эгоизм в сочетании с жаждой обогащения толкает сотни тысяч наших соотечественников на уголовные преступления. К сожалению, воровство и предательство не воспринимаются у большинства наших людей, как аморальные и асоциальные явления. Только так можно объяснить приход к власти большого числа недобросовестных политиков с подмоченной репутацией.
Сравнение выраженности силы мотивов у респондентов
|
|
Мотив выражен слабо от 0 до 3 баллов |
|
|
Мотив выражен средне от 4 до 6 баллов |
|
|
Мотив выражен сильно от 7 до 9 баллов |
Взрослые 18 лет и старше |
Подростки 16-17 лет |
|
При сравнении выраженности мотива "Коллективизм" между категориями "Взрослые" и "Подростки" видно, что остатки этого мотива, привитого подросткам в школе, сжимаются во взрослой жизни как шагреневая кожа. Это явно негативная тенденция. Если родители эгоисты, то трудно ожидать коллективизма от их детей.
|
Взрослые 18 лет и старше |
Подростки 16-17 лет |
|
Сравнение выраженности мотива "Ответственность" между категориями показывает, что у взрослых он выражен сильнее, чем у подростков. Такая тенденция вполне логичная, но обольщаться не стоит - ответственность у категории "Взрослые" выражена слабо. Таких людей катастрофически не хватает на рабочих местах наших предприятий.
|
Взрослые 18 лет и старше |
Подростки 16-17 лет |
|
Мотив "Креативность" у категории "Взрослые" выражен немного сильнее по сравнению с категорией "Подростки", но говорить о какой-либо тенденции не берусь. Подростки были из обыкновенных школ в глубинке, а взрослые по своему образованию и продвинутости были выше среднестатистического уровня.
|
Взрослые 18 лет и старше |
Подростки 16-17 лет |
|
Мотив "Властолюбие" при переходе от категории "Подростки" к категории "Взрослые" имеет тенденцию к снижению. Мечтать в подростковом возрасте стать большим боссом это одно, а реальный путь к руководящей должности во взрослой жизни это нечто другое. Далеко не все готовы по нему пройти до конца. Высокая руководящая должность дает не только большие привилегии и возможности, но и требует высокой ответственности от ее обладателя. Управление персоналом это особый талант, которым обладают не более 10% от всех людей.
|
Взрослые 18 лет и старше |
Подростки 16-17 лет |
|
Подростковое тщеславие при переходе во взрослую категорию сокращается. Это вполне логичная и нормальная тенденция. Взрослый человек лучше понимает, насколько труден путь к вершинам известности и славы в шоу бизнесе, политике, большом спорте и т.д.
|
Взрослые 18 лет и старше |
Подростки 16-17 лет |
|
При сравнении выраженности мотива "Профессионализм" четко наблюдается тенденция к его усилению при переходе от категории "Подростки" к категории "Взрослые". Здесь все логично и объяснимо. Настораживает только то, что разрыв по силе выраженности мотива слишком большой. Семья и школа с профессиональной ориентацией детей не справляется.
|
Взрослые 18 лет и старше |
Подростки 16-17 лет |
|
Мотив "Коммуникабельность" можно смело отнести к социально значимым мотивам. Он явно сильнее выражен у категории "Подростки". С одной стороны это можно объяснить особенностями подросткового развития, а с другой стороны на снижение выраженности этого мотива у категории "Взрослые" влияет другой мотив "Себялюбие". Эти два мотива противоречивы, они борются между собой. Преимущество пока на стороне "Себялюбия".
|
Взрослые 18 лет и старше |
Подростки 16-17 лет |
|
При сравнении мотива "Обогащение" между категориями респондентов видно усиление этого мотива у взрослых по сравнению с подростками. Такая тенденция особой радости не приносит. Деньги, безусловно, играют важную роль в нашей жизни, от их наличия зависит удовлетворение многих жизненно важных потребностей. Здесь важно не перейти грань, за которой деньги превращаются из средства достижения цели в саму цель. К сожалению, на диаграмме видно, что эту грань давно перешли. Если родители поклоняются "золотому тельцу", то чего ожидать от детей. Жажда обогащения не делает человека нравственнее, а наоборот пробуждает в нем самые низменные качества.
|
Взрослые 18 лет и старше |
Подростки 16-17 лет |
|
Мотив "Себялюбие" выражен сильно в обеих категориях респондентов. Есть тенденция к ослаблению мотива при переходе от категории "Подростки" к категории "Взрослые", но она не вызывает оптимизма. Если подростковый эгоизм еще можно как-нибудь оправдать, то для взрослого эгоизма оправданий нет. На таком человеческом материале очень трудно построить нормальное правовое государство с эффективной экономикой. Да, и защитить свое государство такие граждане не смогут.
|
Взрослые 18 лет и старше |
Подростки 16-17 лет |
|
Мотив "Лидерство" выражен в обеих категориях примерно одинаково. На мой взгляд, более вероятной была бы тенденция к снижению этого мотива при переходе от категории "Подростки" к категории "Взрослые", но подростковый максимализм компенсируется в этом сравнении амбициями продвинутой категории взрослых.
|
Сравнительный анализ проведен при помощи методики для диагностики мотивационной направленности личности.
Методика разработана в 2012 году. Автор Станислав Соловьев.
|
|
← пройти другие тесты |
|
|
← почитать другие статьи к тестам |
|
|
← пройти другие АРТ-тесты |
|
|
← посмотреть в АРТ-галерее: картины, фото, графику, шаржи, прозу, поэзию других авторов |
|
|
← разместить на вашем сайте наши кнопку/ссылку |
|
|
← на ГЛАВНУЮ |
|