Мнения преподавателей и лингвистических психологов сходятся в этой точке: языковые барьеры - это то, что чаще всего мешает взрослому человеку успешно овладевать иностранным языком.
Классифицировать языковые барьеры можно по-разному. Выделим два основных типа:
Тестовая методика `Языковые Барьеры` направлена на определение характера затруднений, с которыми может встречаться человек при изучении и активном применении иностранных языков.
Определите свои `Языковые Барьеры`!
Утверждение |
никогда |
редко |
иногда |
часто |
всегда |
Комментарии |
1. Я чувствую, что не совсем понимаю речь, обращенную ко мне |
|
|
|
|
|
|
Когда мне труднее воспринимать и понимать других, это зависит от |
2. моего самочувствия (общего состояния, усталости, сильного возбуждения и т.п.)
|
|
|
|
|
|
|
3. параметров текущей ситуации (непривычная обстановка, незнакомый или новый контекст ситуации)
|
|
|
|
|
|
|
4. партнера по коммуникации (общая нечленораздельность речи собеседника, необычное произношение, слишком быстрая речь)
|
|
|
|
|
|
|
5. Я испытывал удивление и восхищение чужими национальными обычаями |
|
|
|
|
|
|
6. Мне многое не нравилось в уроках иностранного языка |
|
|
|
|
|
|
7. Бывает, я разговариваю с самим собой |
|
|
|
|
|
|
Я составляю мнение о других странах и культурах, используя информацию, полученную |
8. из интернета
|
|
|
|
|
|
|
9. по телевидению
|
|
|
|
|
|
|
10. из туристических справочников и путеводителей
|
|
|
|
|
|
|
11. из рассказов знакомых
|
|
|
|
|
|
|
12. из художественной литературы
|
|
|
|
|
|
|
13. из исторических справочников
|
|
|
|
|
|
|
14. из статей о культуре, политике, экономике в газетах и журналах
|
|
|
|
|
|
|
15. Со мной случаются спады и подъемы настроения |
|
|
|
|
|
|
16. Я испытываю растерянность, когда приходится отвечать на неожиданный вопрос |
|
|
|
|
|
|
17. Меня раздражает, если незнакомый человек на улице обращается ко мне с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос) |
|
|
|
|
|
|
18. В моей жизни бывали кратковременные периоды, когда мои слова переспрашивали либо уточняли гораздо чаще, чем обычно |
|
|
|
|
|
|
Утверждение |
никогда |
редко |
иногда |
часто |
всегда |
Комментарии |
19. Мне очень сложно было заставить себя регулярно делать домашние задания, когда я учился в школе |
|
|
|
|
|
|
20. Когда требуется немного дипломатии и умения убедить людей что-либо сделать, об этом обычно просят меня |
|
|
|
|
|
|
21. Нервы у меня бывают натянуты до предела |
|
|
|
|
|
|
22. Для меня важно точно понимать мысли и чувства своих собеседников |
|
|
|
|
|
|
23. Бывало, в процессе беседы выяснялось, что я неправильно понимал собеседника ("недослышал - так додумал") |
|
|
|
|
|
|
24. Мне удается выразить свою мысль именно так, как я хотел |
|
|
|
|
|
|
25. Изучение языка в школе давалось мне легко |
|
|
|
|
|
|
26. Я удерживаю свои соображения и мысли при себе из опасения, что меня неправильно поймут |
|
|
|
|
|
|
27. Мне проще промолчать, чем вклиниться в чужой диалог или нарушить чье-то уединение |
|
|
|
|
|
|
28. Мне нравится знакомиться и общаться с необычными, оригинальными людьми |
|
|
|
|
|
|
29. В диалоге мне не дают закончить фразу или мысль |
|
|
|
|
|
|
30. Меня раздражает, когда другие люди делают что-то не так, как я привык или считаю правильным |
|
|
|
|
|
|
31. В школьные годы, помимо школы я изучал иностранный язык на курсах, в секции, с частным преподавателем |
|
|
|
|
|
|
32. Мне неприятно, когда кто-то смотрит, как я работаю |
|
|
|
|
|
|
33. Я чувствую себя свободно, произнося тост, рассказывая анекдот или историю в большой, незнакомой или новой компании |
|
|
|
|
|
|
34. Мне приходилось использовать полученные в школе знания иностранного языка на практике |
|
|
|
|
|
|
35. Я могу назвать себя нервным человеком |
|
|
|
|
|
|
36. Мне нравится "играть" с акцентами (грузинский, иврит, английский, немецкий, "прибалтийский". "Панымаешь даа:") |
|
|
|
|
|
|
37. Мои мысли бегут так быстро, что я не успеваю выразить их словами |
|
|
|
|
|
|
38. Я считаю что все люди очень похожи, даже если говорят на разных языках и выросли в разных странах |
|
|
|
|
|
|
Утверждение |
никогда |
редко |
иногда |
часто |
всегда |
Комментарии |
39. Я бываю раздражительным |
|
|
|
|
|
|
40. Мне интересны другие культуры и страны |
|
|
|
|
|
|
41. Я испытываю неприятные чувства (раздражение, смущение) в ситуации когда меня не понимают, переспрашивают или уточняют мои слова |
|
|
|
|
|
|
42. Я легко осваиваю новые понятия и термины |
|
|
|
|
|
|
43. Мне не дают покоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя все уже кончилось благополучно |
|
|
|
|
|
|
44. Я могу начать отвечать на вопрос до того, как он был произнесен до конца |
|
|
|
|
|
|
45. Много обычаев других культур вызывают у меня чувство неприятия |
|
|
|
|
|
|
46. Я узнаю о происходящих событиях и новостях в кругу моих знакомых с опозданием |
|
|
|
|
|
|
47. Мне свойственно перенимать чужие обычаи и привычки; манеры речи, слова и выражения людей, с которыми часто общаюсь |
|
|
|
|
|
|
48. Мне не спится из за того, что разные мысли лезут в голову |
|
|
|
|
|
|
49. Мне нравится быть в центре внимания |
|
|
|
|
|
|
50. Большинство людей несет на себе отпечаток национальности (немцы - педанты, англичане - сдержанные, американцы туповаты...) |
|
|
|
|
|
|
Утверждение |
никогда |
редко |
иногда |
часто |
всегда |
Комментарии |
На уроках иностранного языка в школе было полезным: |
51. Заучивание списков слов
|
|
|
|
|
|
|
52. Изучение грамматики
|
|
|
|
|
|
|
53. Заучивание текстов
|
|
|
|
|
|
|
54. Свободный пересказ текстов
|
|
|
|
|
|
|
55. Диалоги по образцам (моделям)
|
|
|
|
|
|
|
56. Игровые формы изучения языка (разыгрывание сценок, разучивание песен, стихов)
|
|
|
|
|
|
|
57. У меня бывает сильное сердцебиение |
|
|
|
|
|
|
58. Я чувствую себя свободно, произнося тост, рассказывая анекдот или историю в небольшой или хорошо знакомой компании |
|
|
|
|
|
|
59. Я смущаюсь, когда хочу завязать разговор с симпатичным незнакомцем (незнакомкой) |
|
|
|
|
|
|
60. Мне удобнее излагать свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, нежели в устной |
|
|
|
|
|
|
61. Мне многое нравилось в школьных уроках иностранного языка |
|
|
|
|
|
|
62. Мне легко завязать беседу |
|
|
|
|
|
|
Утверждение |
никогда |
редко |
иногда |
часто |
всегда |
Комментарии |
Личность учителя иностранного языка влияла на мое отношение к предмету |
63. положительно
|
|
|
|
|
|
|
64. отрицательно
|
|
|
|
|
|
|
65. Я стремлюсь добиться отчетливого понимания обращенных ко мне слов (могу переспросить, уточнить) |
|
|
|
|
|
|
66. Когда я учился в школе, уроки языка (русского и иностранного) и литературы нравились мне больше, чем уроки физики и геометрии |
|
|
|
|
|
|
67. Я подстраиваюсь к непривычным обычаям, когда оказываюсь среди людей другой культуры или с другими традициями |
|
|
|
|
|
|
68. Мне доводилось общаться с иностранцами на их языке, и мы понимали друг друга |
|
|
|
|
|
|
69. Я нуждаюсь в друзьях, которые меня понимают, могут ободрить или утешить |
|
|
|
|
|
|
70. На уроках иностранного языка часто бывало скучно или неинтересно |
|
|
|
|
|
|
71. Мне очень трудно отказываться от своих намерений |
|
|
|
|
|
|
72. Лучше промолчать, чем произнести не точно сформулированную мысль или неграмотно построенную фразу |
|
|
|
|
|
|
73. Меня довольно легко задеть |
|
|
|
|
|
|
74. Мне хорошо удаются публичные выступления |
|
|
|
|
|
|
Утверждение |
никогда |
редко |
иногда |
часто |
всегда |
Комментарии |
75. После того как дело сделано, я мысленно возвращаюсь к нему и думаю, что мог бы сделать лучше |
|
|
|
|
|
|
Для дальнейшего изучения языка мне будут полезны следующие методы обучения: |
76. Заучивание слов и текстов
|
|
|
|
|
|
|
77. Прослушивание и понимание записей речи носителей языка
|
|
|
|
|
|
|
78. Живое общение
|
|
|
|
|
|
|
79. Языковые игры
|
|
|
|
|
|
|
80. Дискуссии на профессиональные темы
|
|
|
|
|
|
|