|
Игра! Сейчас так много пишут о важности игры в развитии детей, но мало освещают сами механизмы развития в ходе игры.
Почему же все-таки игра развивает детей и почему она жизненно важна на определенных этапах?!
Сегодня я попросил рассказать об это практика - Светлану Типатову
|
Игра первична!
Я - развивающая няня. Работаю с детьми в семьях с 2004 года. За эти годы мне пришлось много общаться с разными детьми и разными мамами.
Цель большинства родителей - взять няню не только, чтобы "сидеть" с ребенком в отсутствие мамы, но и дать своему малышу домашнее раннее развитие.
Что-что, а раннее развитие младенцев сейчас у всех на устах. Весь интернет пестрит всевозможной информацией для мам о раннем развитии,
а то "после 3 уже поздно", по телевидению масса программ об этом самом раннем развитии идет, и только очень редкая мама не щеголяет знанием
слов "раннее развитие по Доману или Монтессори", зная о Домане и Монтессори по рассказам подруг,
статьям из журналов и книгам различных авторов ОБ этих методиках. Кстати, сами Гленн Доман и Мария Монтесори тоже писали книги, рекомендую!
Как правило, знания о методиках раннего развития у мам почему-то ограничены очень общими сведениями, далекими от самих методик, и тут на помощь приходят растущие, как грибы, практически в каждом доме очень популярные центры раннего развития детей. Безусловно, роль таких центров для мам, не могущих взять развивающую няню (или не доверяющих развивающей няне) очень велика. В таких центрах можно встретить группы для самых нежных младенцев, но, обратите внимание, там почему-то не вкладывают в прибывших малышей энциклопедическую информацию, не учат читать с пеленок и даже не берут интегралы (некуда еще ребенку вкладывать эту информацию, ячейки в мозгу еще не выросли). Там учат мам ИГРАТЬ с ребенком! А как же тогда с развитием юных гениев под стать окружающему нас информационному прогрессу? Таких обучающих курсов тоже огромный выбор. Выбирать вам, дорогие родители!
Хочу обратить внимание мам на одну коротенькую фразу, которая часто встречается не только в методиках раннего развития и статьях о них, но и в названиях развивающих центров. Фраза простая и очень известная: "УЧИМСЯ - играя". А если поменять акценты? "Учимся - ИГРАЯ". Что такое обучение знают все (кратко - запоминание знаний и навыков). Чем больше сведений в разных отраслях знаний запомнил ребенок, тем он умнее, и тем лучше потом он будет с этими знаниями жить(?) А что такое игра? Это праздность, безделье, бесполезное времяпровождение. Игра всегда противопоставляется деятельности. А ведь нужно ребенка "до 3" учить, воспитывать, тут не до игры…
И я задалась целью найти умное определение - что такое детская игра (взрослая игра - отдельная и не менее важная сторона жизни), и зачем игра нужна ребенку. Ответы обнаружились в трудах очень авторитетных авторов - психологов и социологов с мировыми именами. Оказалось, что игра - это понятие не только социальное, но и психологическое, и биологическое, и культурное, в общем - серьезное понятие. Я собрала то, что узнала, в одно удобоваримое, надеюсь, описание, и представляю его вашему, дорогие родители, вниманию. Очень вероятно, в нем вы неожиданно обнаружите кое-что совершенно новое по поводу игры.
Игра - это свободная, добровольная деятельность человека, не создающая материальных ценностей, т.е. не обслуживающая нашу жизнь. Игра необходима, она подвластна культуре, более того, сама становится частью культуры. Игра обособляется от обыденной жизни местом и продолжительностью.
Внутри игрового пространства имеют силу свои особые правила и господствует присущий только ему совершенный порядок. И вот сразу же - новое, еще более положительное свойство игры: она устанавливает порядок, она сама есть порядок.
|
Как легко, сочинив немудреную сказку о пижамке и ее "домике", играя, приучить ребенка класть ее на свое место. |
Порядок, устанавливаемый игрой, непреложен. Малейшее отклонение от него мешает игре, лишает ее собственной ценности.
|
Кто не слышал - "Я с тобой так не играю!" |
Психология детской игры | Правила игры
Игра - это временные миры внутри мира обычного, предназначенные для выполнения некоего замкнутого в себе действия. Течение и смысл игры заключены в ней самой. Конечные цели, которым игра служит, сами лежат вне сферы материального интереса или индивидуального удовлетворения насущных потребностей человека. Одно из существенных свойств игры - повторяемость. Оно распространяется не только на всю игру в целом, но и на ее внутреннее строение. Почти все высокоразвитые игровые формы содержат элементы повтора, как нечто само собой разумеющееся.
|
Примеры из детских игр -
обязательное "жили-были" в сказках,
повторы в считалках,
повтор песенки Колобка, наконец…
|
Существуют спортивные, психологические, любовные, компьютерные и очень многие другие игры.
|
А как вам - игра слов, игра актеров, игра на музыкальном инструменте, театр военных действий?
|
А как насчет персонификации, всемогущей повелительницы всей мифологии, всех сказок, метафор, поэзии, музыки? Персонификация - это привычная форма духовной деятельности из которой мы, взрослые, еще вовсе не выросли в повседневной жизни. Кто не ловил себя на том, что вслух и серьезно обращается к какому-то неодушевленному предмету, той же застежке-молнии, чисто по-человечески приписывая ей нежелание слушаться и осыпая ее упреками за такое поведение? Но, делая это, мы же не проникаемся верой в застежку как в некое существо или хотя бы идею. Мы всего лишь, непредумышленно, вступаем с ней в игру. Что уж говорить о детях, маленьких правополушарных существах, для которых весь мир - образ, персонификация, игра.
|
Ваш ребенок никогда не показывал, садясь на корточки, как солнышко "садилось"?
|
Игра всегда уникальна и непредсказуема (не знаем счет футбольной игры, не знаем поворот сюжета, зависящий от участников). Игра всегда доставляет удовольствие, радость, удовлетворение. И, повторюсь, главное - она добровольна.
Для детей игра - это форма жизни, необходимость которой обуславливает весь ход человеческого психического развития. Игра - это деятельность, связанная с построением мнимой воображаемой ситуации, когда реальное и предполагаемое действия расходятся. "ПОНАРОШКУ" и "КАК БУДТО" - ключ к определению игры, где за реальным действием стоит совсем другой план. "ПОНАРОШКУ" - это зародыш всех ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ способностей. Вся специфика человеческого развития связана с построением мнимой ситуации в детском возрасте. Человек отличается от животного наличием сознания - возможности построения ситуации во внутреннем плане, в воображении, мысленно. У животных есть рефлексы, импринты, инстинкты (у человека они тоже есть), но животные всегда действуют только по реальной ситуации - увидел добычу - погнался, съел, закопал остаток. То есть программа действий животных жестко зашита в их мозгу. А человек способен действовать не только от ситуации, но и от собственной мысли (планирование, расчет, продумывание).
|
В детской игре с мнимой ситуацией заложен зародыш воображения!! Но в мнимой ситуации ребенок работает с реальными предметами в воображаемом контексте.
карандаш - ракета, градусник, флажок и т. п.,
камешек - конфета, мыло и т.п.
|
Ребенок действует не от прямого назначения предмета, а от НАЗВАНИЯ, присвоенного в игре. С реальным предметом действуют, как с воображаемым, но при этом могут быть ограничения.
|
Карандаш не может быть одеялом для куклы, тряпочка не может быть башней, хотя… я знала ребенка, который любил быть…горчицей и действовать от ее имени.
|
Ребенок ВИДИТ предмет в воображаемом контексте и действует от его НАЗВАНИЯ. Детский возраст ОТКРЫТ (сенситивен) для воображаемых ситуаций, и дети переживают их очень эмоционально (гудят как самолет, пугаются Козы рогатой, изображают плач и т.п.)
Игра - это путь к человеческому развитию. Ребенок понимает КАК БУДТО, а действует РЕАЛЬНО. Способность к игре не появляется сама собой. Начало дают взрослые, играя с самыми маленькими детьми.
|
идет коза рогатая - он чувствует эти рожки - мамины пальцы, уклоняется и в то же время ему приятно;
скачет на лошадке по кочкам-маминым коленкам, падает, но все понарошку, потому смеется
|
Все пальчиковые игры кроме своего назначения развивать мелкую моторику, зрительную и кинестетическую память, - это тоже способ приобщения ребенка к воображаемому миру. Для маленьких - это самые примитивные ситуации, но разыгрывать их могут только старшие, взрослые. Они не учат игре, они к игре ПРИОБЩАЮТ, и весь это опыт игры входит в первую очередь в подсознание ребенка, а уж потом - и в сознание, в память. Подсознание - кладовая образов, ситуаций, чувств и впечатлений, не слов, но интонаций и эмоций. Правое полушарие человеческого мозга с момента рождения уже готово воспринимать все это, поэтому дети, не зная языка, понимают ваши чувства. Именно через правое полушарие ребенка взрослые могут знакомить его с миром, и путь этот - игра.
Абстрактную информацию придержите, пожалуйста, до своего времени, лет до 5 - 6. Для восприятия абстракций левое полушарие мозга ребенка еще физиологически не готово.
|
Мне встречаются случаи, когда в семье к ребенку 1 г 3 мес нельзя обращаться "малыш" и с уменьшительными суффиксами, нельзя также уменьшительно называть игрушки, например, мячик нужно называть "сфера", а по карточкам Домана этому малышу рассказывали, сколько кубометров воды в секунду сбрасывает Ниагарский водопад.
|
Есть такое понятие - сенситивные периоды в развитии ребенка, о них лучше почитать отдельно (в любой поисковой системе). Суть их в том, что ребенок не сможет научиться тому, к чему не готовы физиологически его мозг и тело. Всему свое время. Жизнь малыша - это время игры. Всю важную информацию доносим до малыша только через игру.
Какие же игры необходимы ребенку для правильного развития?
Предметные Игры
Для начала хочу дать определение воображению (цитаты специалистов по психологии).
Воображение - это внутренний мир ребенка, врожденный, естественный процесс, с помощью которого ребенок учится понимать окружающий мир, наполнять его смыслом. У нормально развивающегося ребенка воображение является генетической, биологической функцией с отлаженным механизмом своевременного выхода из состояния фантазии. (Л.С. Выготский)
Отсутствие воображения может негативно сказаться на развитии ребенка. Чрезмерный реализм западной культуры при обесценивании роли воображения может привести к личностным конфликтам в период взросления. (Гарднер и Олнесс)
Воображение крайне необходимо для правильного развития ребенка: если учесть его зависимость и бессилие в мире взрослых, воображение спасает ребенка от беспомощного отчаяния и дарит ему надежду. (Беттельхейм и Фрейд)
Психология детской игры | Предметные Игры
Нормальному ребенку свойственны два вида игры воображения.
- Первый - это подражание, когда ребенок воспроизводит действия (звуки) родителя или любого другого избранного им персонажа.
- Второй - игра "понарошку", то есть воображаемая или символическая игра, когда некий предмет превращается в нечто далекое от его первоначального назначения. Иначе говоря, предмет с весьма ограниченным реальным содержанием служит трамплином для безграничного полета детской фантазии и образного мышления.
Психология детской игры | Игры развивают воображение
В возрасте примерно до 2 лет самостоятельная игра ребенка носит реалистический характер. Он берет куклу, причесывает игрушечной расческой, кормит из игрушечной тарелочки игрушечной ложечкой - все как в реальной жизни. Даже режет игрушечным ножом игрушечные овощи, скрепленные "липучкой" из двух половинок.
|
Я встречала родителей, которые против такой игрушки. Их аргумент:
- Не хотим, чтобы ребенок стал поваром.
|
И тут взрослый, (не боящийся поваров), показывает, что вместо игрушечной ложки можно использовать палочку, вместо кукольного супа в кастрюльке - бумажки. Еще более естественно это замещение происходит, когда маленький ребенок наблюдает игру детей постарше - он вскоре сам начинает использовать предметы КАК БУДТО, замещать то, чего нет, и ВИДЕТЬ то, чего нет - воображаемые предметы. А у реальных предметов появляется воображаемое значение.
Мнимая ситуация возникает сначала в действиях. Получается, что для игры нужно воображение, и игра же это воображение развивает.
|
Самая известная, простая и полезная подобная игра - куличики в песочнице.
|
Чтобы ребенок заиграл, нужно с ним играть ЭМОЦИОНАЛЬНО, а не дидактически, как в детском садике (возьмем эту палочку, положим сюда, получилась веточка), там подражание воспитателю механическое, а в игре со взрослым или старшим ребенком присутствует ВЕРА в воображаемое пространство. Старшему самому нужно чувствовать и выражать чувства, потому что не разговаривающий еще ребенок понимает прежде всего чувства взрослых.
Кстати, лучшими учителями игры и примером для малышей являются старшие дети. Именно в разновозрастных коллективах детская деятельность развивается наиболее продуктивно. Примеры - большие семьи, племенные народности.
Психология детской игры | Старшие дети - лучшие учителя
Сейчас наблюдается распад детских разновозрастных сообществ - в школе и в садиках группы одновозрастных детей, семьи маленькие, часто с 1 ребенком, и это ухудшает возможности для приобщения малышей к групповой игре, развивающей воображение. Появляются группы Монтессори в садиках, и если там в одной группе дети разных возрастов, это очень положительно влияет на развитие и старших, и младших детей, и диапазон игр в таких группах значительно шире, чем в одновозрастных.
Самую большую роль в детской игре играет игрушка. В игрушке должны присутствовать 2 функции:
1) Игрушка - носитель общественного опыта, материал для деятельности, для освоения предметного и социального мира. Когда ребенок видит и держит игрушку в руках, а иногда и грызет ее, он усваивает качества предметов на практике:
- разные цвета,
- разные формы,
- разные на ощупь,
- по разному можно складывать, стыковать, вставлять, просовывать, ломать, производить с игрушками действия по желанию самого ребенка, одни и те же предметы применять по-разному.
Лучший пример таких игрушек - модульные игрушки:
кубики,
пирамидки,
матрешки,
конструкторы, а также
игрушечная посуда,
разнообразные инструменты, в том числе музыкальные и шумовые, из которых звук сможет извлекать сам ребенок.
Детские игры | Модульные игрушки
Образные игрушки. Они помогают усваивать образы и образцы мира. Это мягкие и не мягкие изображения животных и разнообразные куклы. В таких игрушках четко проявляется дух времени. Даже куклы родителей отличаются от кукол их детей, а уж игрушки прошлого века выглядят совсем непривычно. Так что через образные игрушки ребенок усваивает и присваивает также и нормы окружающей действительности. Очевидно, дошкольникам очень недостает кукол, изображающих дошкольников. Есть пупсы, есть сексуальные Барби, а попробуйте найдите куклу, изображающую ребенка 3 - 4 лет!
Детские игры | Возможность выражать себя
2) Через игрушку ребенок должен иметь возможность выражать самого себя. Другими словами, игрушка должна позволить ребенку выразить себя и события своей жизни, воспроизвести свой жизненный опыт. Игрушка, с одной стороны, должна представлять информацию об окружающем мире, и с другой стороны, должна быть открыта для выражения опыта ребенка.
- Ребенок может с куклой делать то, что с ним делает мама - купать, кормить и т. п.
- Он может положить с собой спать медвежонка или пойти с ним гулять.
Игрушка должна быть многофункциональна и не должна навязывать ребенку стереотипные действия.
|
Игрушки с жестко зашитыми алгоритмами и речевыми модулями
развивают безынициативность,
лишают ребенка многовариантности собственного выбора действий,
исключают принятие собственного решения, кроме единственного, предложенного производителем игрушки.
Такие игрушки приучают ребенка к жестким рамкам поведения и подчинению чужому мнению. Они, как правило, имеют неестественно яркие цвета, порабощающие внимание ребенка, блокируют его активность. Имеются в виду так называемые "интерактивные" игрушки, которые диктуют способ обращения с ними.
Нажмешь кнопку на животе - медведь зарычит,
кукла говорит "я тебя люблю" или "покорми меня" или просто пропевает неразборчивую запись.
Нажимаешь кнопку - получаешь впечатление, повторяются одни и те же действия. Вот так ребенок по вашей просьбе научился отыскивать и нажимать определенную кнопку. Он слышит или видит реакцию игрушки, радуется. УРА!!! - вас можно поздравить - ваш ребенок стал послушным исполнителем чужой воли. Вы правда ЭТОГО хотели для своего ребенка, покупая эту "развивающую" игрушку?
|
Но почему же существует целая индустрия таких игрушек? Ведь по цене они доступны только среднему или даже более обеспеченному классу родителей.
Сказать, что эти родители глупы? Нет, они не глупы, они искренне желают дать своему ребенку самое лучшее из доступного арсенала игрушек.
Почему же они покупают именно такие игрушки? Это их собственное мнение или влияние рекламы? Или причина в названии - "интерактивные" "развивающие" игрушки?
Но если нет многовариантности и диалога, о каком интерактиве может идти речь? Развивающие ЧТО? Умение нажимать одну и ту же кнопку, чтобы в награду получать одно и то же удовольствие? Вам это не напоминает подопытных собачек Павлова? Какое развитие несет нажатие кнопки и получение одной и той же реакции?
Конечно, выгоду от производства подобных игрушек в первую очередь получает производитель. А если посмотреть поглубже? Вы можете допустить мысль, что есть кто-то или какие-то структуры, кому выгодно, начиная с детского возраста, вгонять людей в ограниченны рамки, безвариантности, жесткого подчинения чужим правилам и алгоритмам действий? Думайте, дорогие родители, думайте.
Теперь давайте разберемся с теми "развивающими" игрушками, которые уже куплены. Что с ними делать? Ведь дорогие, красивые, не выбросишь.
А выньте из них батарейки.
Играйте вместе с ребенком,
добавляйте непредусмотренные варианты использования игрушки или ее частей,
обсуждайте с ребенком действия игрушки,
придумывайте, какие действия могла бы производить игрушка еще,
играйте с воображаемыми действиями,
добавляйте свои песенки, стихи, пальчиковые игры в уста персонажа игрушки,
придумайте игру, в которой участвует эта игрушка или ее части вместе с другими игрушками или персонажами.
Не давайте ребенку оставаться в рамках "развивающей" игрушки, это вам абсолютно доступно, ведь вы играете с вашим малышом, верно?
В раннем и младшем дошкольном возрасте вредны также игрушки, изображающие искаженное представление о реальном мире - ниндзя-черепашки, монстры, люди-пауки, люди-трансформеры, сексуальные куклы с гипертрофированными половыми признаками. Они разрушают целостность человеческого образа и представление о реальности. Игрушки должны быть эстетическими, добрыми и детскими, не возбуждать и не демонстрировать агрессию.
Сюжетно - Ролевые Игры
Ролевые игры - это ведущая деятельность детей от 3 лет до школьного возраста. В таких играх ребенок не только создает мнимую ситуацию, но и берет на себя в ней роль другого человека или персонажа, называет себя другим именем. И главное, около 3 лет ребенок начинает в таких играх вступать в ОТНОШЕНИЯ с другими воображаемыми персонажами.
В сюжетно-ролевых играх рождается главное достижение дошкольного периода - наиболее полноценный и интенсивный скачок в воображаемый мир. В сюжетно-ролевых играх наиболее интенсивно развивается самосознание ребенка - представление о том, кто он и что он есть. Ребенок начинает контролировать себя с позиции играемого персонажа и при этом его сознание на время игры раздваивается Я - НЕ Я (Я и милиционер, Я и доктор и пр.), Я контролирует себя с позиции персонажа и оценивает себя с позиции персонажа. Ребенок осознает себя одновременно и собой - Я, и персонажем, в игре это происходит открыто (доктор, у меня болит живот - персонаж, пощупай его - Я) (давай я буду плакать - Я, А-А-А - персонаж, а ты меня гладь - Я)
Еще одно очень важное достижение дошкольного возраста и главный критерий готовности к школе - способность управлять своим поведением, тоже имеет свои корни в сюжетно-ролевой игре. Способность управлять собой - результат игры, потому что, выполняя свою роль в игре, ребенок отказывается от собственных непосредственных ситуативных желаний (доктор не станет прыгать на одной ножке при больном и пр.).
Главное противоречие ролевой игры.
С одной стороны игра - свободная деятельность, которая приносит удовольствие и в которой ребенок делает только то, что он сам хочет.
А с другой стороны именно ролевая игра является школой обусловленного поведения, то есть именно в этой игре ребенок начинает подчинять свои действия правилам и вести себя так, как надо персонажу, преодолевать свои импульсивные сиюминутные желания и делать то, что положено по роли.
|
Пример. Старый фильм - идет дождь, а ребенок стоит на посту, его никто не сменил.
|
Как выходить из этого противоречия? Дело в том, что каждая роль содержит какие-то правила, нормы, последовательность действий. Ребенок, добровольно взявший на себя определенную роль, берет на себя и обязательство выполнять те действия, которые заключены в этой роли - принимает ту систему действий, через которую эта роль себя выражает, берет ответственность за выполнение определенных действий (постовой должен стоять смирно…). Свобода в ролевой игре ограничена рамками роли, которую выбрал ребенок, но весь фокус в том, что эти ограничения ребенок берет на себя ДОБРОВОЛЬНО. Не потому, что его похвалят или наградят за это! Здесь рождается новая форма желаний - игра имеет очень тесное отношение к мотивационной сфере человека - он ХОЧЕТ быть другим, как взрослый, лучше, сильнее, умнее.
Обычно у нас ХОЧУ и НАДО - это разные вещи. ХОЧУ предполагает удовольствие, радость, наслаждение, а может и что-то запретное, нарушение каких-то норм, а НАДО - это что-то насильственное, навязанное извне, неприятное, неэмоциональное, блеклое, не приносящее радости. В сюжетно-ролевой игре ХОЧУ и НАДО соединяются! Ребенок ХОЧЕТ действовать так, как НАДО по роли, ХОЧЕТ быть другим, правильным!
Игра - это понятие, превратившееся в страсть. Выготский.
В ролевой игре ребенок порой себя преодолевает, делает то, что не любит, делает то, что трудно физически, но то удовольствие, которое он от этого получает, значительно выше конфетки или вознаграждения. Самое большое удовольствие ребенок получает от хорошо выполненной роли.
Игры без выполнения ролей быть не может, она сразу прекращается. В игре ребенок учится управлять своим поведением. Строится иерархия мотивов - что-то ребенок останавливает, подавляет, преодолевает, чтобы получить более значимое и более серьезное. Игра имеет прямое отношение к становлению мотивационной сферы ребенка, у него появляются новые желания и правила их выполнения. Ради более важного преодолеваются ситуативные импульсы (ребенка очень трудно оторвать от игры, если другие остаются, а он не завершил свою роль).
Еще в игре складываются детские межличностные отношения и общение детей. В раннем возрасте общение детей носит эмоционально-практический характер (бег, визг, суета, толкание, кусание, возня, кривляние, эдакое "броуновское движение"). Такое неорганизованное, стихийное, бессодержательное общение не должно сохраняться до школы. Но дети-дошкольники 3-5 лет тоже не могут просто общаться, как взрослые, ничего не делая. И оказывается, что единственным содержанием общения между дошкольниками является игра. Роли направляют содержание их общения. О чем и как говорить, что делать и как себя вести - все заложено в сюжете игры. При этом дети общаются по поводу игры на двух планах: будучи в роли, ребенок от своего Я тоже может что-то подсказывать партнеру. При этом он меняет тон и интонацию голоса в зависимости от того, кто он сейчас (раздвоение), на каком плане находится. А если дети не играют, им не о чем говорить, и тогда они переходят на эмоционально-практическое общение, как малыши.
В игре дети учатся слышать друг друга, согласовывать свои действия, учитывать действия другого. Обучение общению происходит в игровых ситуациях. Какую сферу развития ребенка мы бы не взяли, все закладывается в игре: интеллект - децетрация - возможность стать на другую позицию (увидеть с точки зрения то доктора, то больного) закладывается в игре.
Развитие ребенка в любой сфере в дошкольном возрасте наиболее интенсивно происходит в игре. Будущие человеческие способности зарождаются в игре. Любое обучение, которое дается детям в этом возрасте, должно происходить в игре.
Роль - главная "единица" игры. Роль в свернутом виде содержит все главные аспекты психической жизни. Роль обязательно должна включать представление о том, кого играешь - что он делает, как выглядит, что говорит, в какой последовательности (трудно играть в программиста, легко - продавца или доктора). Ребенку должна быть также интересна его роль, иначе игра не состоится.
Таким образом, можно сделать выводы о том, что полноценное психическое развитие ребенка невозможно без полноценного опыта ИГР в раннем и дошкольном возрасте. Без этого опыта для ребенка будет затруднено или невозможно адекватное общение со сверстниками, у него могут возникнуть проблемы с оценкой жизненных ситуаций и с самооценкой, у него могут быть проблемы с дисциплиной и самоконтролем, а также с постановками целей и их достижениями.
Когда же мы пытаемся в неподходящее время втиснуть в ребенка избыточную информацию в ущерб детским играм, мы лишаем его не только детства (известное высказывание, принадлежащее неизвестному автору), мы лишаем малыша не только беззаботного и веселого времяпровождения, мы лишаем взрослого, которым станет этот ребенок, очень важных личностных качеств и навыков.
|
В своей статье я использовала материалы из работ авторов:
Бёрн Э.
Выготский Л.С.
Эльконин Д.Б.
Гарднер Г.
Олнесс К.
Беттельхем Б.
Фрейд З.
Смирнова Е.О.
Хёйзинга Й.
Пиаже. Ж.
|
Светлана Типатова