9 уроков Конфуция! 10 уроков Эйнштейна! 12 уроков кармы!
Друзья мои, почему часто наши коллеги так бездумно перепечатывают чужие статьи?!
Попробуйте вдуматься в то, что вы собираетесь переопубликовать у себя!
Недавно прочитал уроки Конфуция. Вернее перевод этих уроков с интерпретацией, с которой я не всегда согласен.
Вот они вместе с моими комментариями.
9 уроков Конфуция / источник
1. Просто продолжайте идти
"Неважно, как медленно Вы идете, до тех пор, пока Вы не остановитесь"
Если вы будете продолжать идти по правильному пути, то в конечном итоге вы достигнете своего желаемого пункта назначения. Трудная работа должна выполняться последовательно. Человек, добивающийся успеха - это тот, кто остается преданным идее и, несмотря на обстоятельства, движется к своей цели.
Возможно у меня профессиональная деформация… мне все время хочется переделать негативные формулировки в позитивные. Я не уверен, что Конфуций писал/говорил именно так. Выдвигаю гипотезу, что это уже результат нашего перевода. Поэтому далее буду приводить мои варианты в позитивном формулировании.
В поле моего внимания есть разные бизнесы еще с 90-х. И таки да, те, кто уперся и движется в своем направлении без метаний - добивается успеха.
Вспоминается старая байка, которую я услышал еще в 90-х. Чем отличаются американцы от русских:
- Американцы долго сомневаются, потом принимают решение, потом его выполняют.
- Русские сначала принимают решение, потом начинают сомневаться… в результате до выполнения может вообще не доходить.
И конечно приходят на память высказывания из "Алисы…":
- Знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте
2. Ваши друзья имеют значение
"Никогда не заводите дружбу с человеком, который не лучше Вас самих"
Ваши друзья представляют собой пророчество вашего будущего. Вы направляетесь туда, где они уже находятся. Это хороший повод для того чтобы искать друзей, которые двигаются в том же направлении, которое выбрали вы. Поэтому окружайте себя людьми с огнем в сердце!
Не дорос я еще до этого урока... Лучше/хуже вас?! Это так относительно! Не может быть человек просто лучше или хуже меня. Он в чем-то лучше, в чем-то хуже. И это еще на мой субъективный взгляд!
И мне бы больше подошла позитивная формулировка урока:
- Всегда выбирай друзей, у которых есть чему поучиться
3. За хорошее нужно платить
"Легко ненавидеть и трудно любить. На этом основаны многие вещи в нашей жизни. Всего хорошего трудно добиться, и намного легче получить что-то плохое"
Это многое объясняет. Легче ненавидеть, легче проявлять негатив, легче оправдываться. Любовь, прощение и великодушие требуют большого сердца, большого ума и больших усилий.
Не совсем понял, как заголовок этого урока сопоставляется с самим уроком. Явное рассогласование. Разве суть в том, что "за хорошее нужно платить"?
Разрушение всегда более результативно (с точки зрения результатов за период времени), чем созидание.
Сколько времени и сил нужно, чтобы вырастить дерево? А за сколько можно его срубить?
Сколько времени и сил нужно, чтобы что-то смастерить? А за сколько можно это сломать?
И все же в чем урок? Созидать, а не разрушать? Пока я это воспринимаю только как голое утверждение! Понятно, что разрушать легче, быстрее и визуально результативнее, чем созидать.
Понятно, что прийти и отобрать прибыльный бизнес или "прихватизировать" лакомый кусочек результативнее, чем что-то годами "строить".
И все же! Как бы вы интерпретировали этот урок Конфуция?! Почему все же нужно созидать, а не "делать плохое"?
4. Сначала подготовьте свои инструменты
"Жизненные ожидания зависят от усердия и старательности. Механик, который хочет усовершенствовать свою работу сначала должен подготовить свои инструменты"
Конфуций говорил: "Успех зависит от предварительной подготовки, и без такой подготовки обязательно случится неудача". Чем бы вы ни занимались в жизни, если вы хотите добиться успеха, то сначала Вы должны подготовиться. Даже самая большая неудача может ускорить путь к успеху.
Этот урок полностью принимаю и даже сам его передаю другим.
Попробуйте что-нибудь сделать на компьютере, до того, как установите определенные программы и обучитесь им.
Попробуйте поехать на машине, перед тем, как получите навыки вождения.
Попробуйте выступить перед аудиторией по новой для вас тематике с нуля без подготовки.
5. Ничего плохого в том, что вы ошиблись
Нет ничего плохого в том, что вы ошиблись, если вы не будете продолжать помнить об этом. Не переживайте по пустякам. Совершение ошибки это не великое преступление. Не позволяйте ошибкам портить ваш день. Не позволяйте негативу занимать ваши мысли. Нет ничего плохого в совершении ошибки! Празднуйте свои ошибки!
Ой! Как много негативных формулировок в этом уроке и во всем абзаце! На чем фокусирует взгляд автор этого абзаца? Давайте вчитаемся, на:
плохом, ошибках, продолжать помнить свои ошибки, переживать, преступление, портить день, негатив в мыслях, плохое в ошибках…
Мне бы больше подошла позитивная формулировка урока:
- Относитесь к своим ошибкам как к урокам, используйте их для своего роста
Распространенный урок, о нем часто говорят. На практике применить его сложнее. На мой взгляд для использования этого урока нужны первые шаги и тренировка с опытным Учителем. Далее уже проще.
6. Обращайте внимание на последствия
"Когда ты разгневан, думай о последствиях"
Соломон говорил: "Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города". Всегда помните, что нужно сохранять самообладание, и думайте о последствиях.
В ситуации, когда человек разгневан, он не способен думать логически! Чаще всего в таких ситуациях человека действует "на автомате" - так, как он уже многократно поступал. Это уже через даже несколько секунд человек осознает:
- Что ж я сорвался! Ведь нужно думать о последствиях!
Происходит примерно следующее:
сначала идет эмоциональная оценка ситуации, то есть мы реагируем эмоционально!
в этом случае ситуация "схватывается" целостно и чаще в аффективных тонах
следом идет немедленная реакция на основе этой оценки, еще до того, как начинаем логически размышлять об этом
В таких случаях говорят:
- Если бы я был такой умный, как моя теща после того!
Это урок применим только при рефлексии, анализе своих ситуаций. А вот если вы хотите изменить те немедленные реакции на эмоциональные оценки, то имеет смысл постепенно замещать старые модели поведения на новые. Причем постоянно репетировать, тренироваться, чтобы новая модель поведения перешла в навык. И вот теперь, "отлавливая" подобные ситуация вы будете действовать "на автомате" по-другому.
И конечно имеет смысл каждый раз анализировать ситуацию со стороны уже эмоционально успокоившись. И продолжать оттачивать это навык.
7. Вносите коррективы
"Если очевидно, что цели не могут быть достигнуты, не корректируйте цели, корректируйте действия"
Если ваши цели не кажутся выполнимыми в этом году, то сейчас самое хорошее время, чтобы согласовать свой план по их достижению. Не воспринимайте неудачу, как вариант, настройте свои паруса успеха и плавно двигайтесь к своей цели.
Технари знают о таком термине, как "Отрицательная обратная связь". Это когда сигнал с выхода подается на вход и корректирует входной сигнал.
Простой бытовой пример в Википедии - сливной бачек. Чем больше воды набирается, тем меньше напор воды в бачек, пока вода не наберется полностью.
В нашем организме много построено на том же принципе.
Этот урок хорошо работает в паре с другим:
- Слона лучше есть по-кусочкам.
То есть и ставить выполнимые реальные цели. И все же корректировать их в зависимости от результатов, изменения внешних условий.
8. Вы можете учиться у каждого
"Если я иду с двумя другими людьми, то каждый из них будет выступать в роли моего учителя. Я буду подражать хорошим чертам одного из них, и исправлять в себе минусы другого".
Вы можете и должны извлекать уроки от каждого, будь то жулик или святой. Каждая жизнь - это история, наполненная уроками, созревшими для сбора. Например, можно взять что-то хорошее и полезное для себя из 7 уроков жизни Уилл Смита или черпать знания из 10 золотых уроков Эйнштейна.
Однажды я просматривал запросы на моем сайте. Один из них был таким:
- Чье высказывание "Быть Учителем в Ученике - быть Учеником в Учителе"?
Хм… автор я, Типатов Николай. Это высказывание я вытащил из себя на тренинге в 1998 году в состоянии транса.
Отсюда и мои комментарии к этому уроку Конфуция.
Я и мои спутники будем учителями друг для друга. Наблюдая за другими - можно перенимать хороший опыт и получать предупреждения и уроки в трудных местах.
9. Все или ничего
"Чем бы Вы ни занимались в жизни, делайте это всем своим сердцем"
Что бы вы ни делали, делайте это с полной отдачей или не делайте вовсе. Чтобы добиться успеха в жизни от вас потребуется дать все самое лучшее, на что вы только способны, и тогда вы будете жить без сожалений.
Опять, на мой взгляд рассогласование заголовка и урока. Все или ничего. Неужели Конфуций говорил так категорично? Делать это от своего сердца - да. И все же это не значит в противном случае НЕ делать. Здесь больше похоже на нашу любовь к крайним состояниям маятника. Или любим, или казним. Или создаем себе кумиров, или сносим памятники. Так ли считал Конфуций?
Мне нравятся слова Юрия Визбора по этой теме… на мой взгляд очень метко сказано:
- И делать дело между делом.
Мои наблюдения привели меня к пониманию:
- Если вы присмотритесь к мастеру своего дела, то поймете, что он делает его с любовью, всем сердцем!
В этом на мой взгляд урок. Хочешь чего-то достичь? Занимайся любимым делом, отдайся ему! Хотя об отдыхе тоже имеет смыл помнить.