Обилие информации и сложности в запоминании таблиц
В свое время (в 80-х) я работал на средних ЭВМ и довольно часто ездил на курсы повышения квалификации.
Мы ездили в учебно-вычислительные центры в длительные командировки на 1,5-3 месяца. И каждый раз курсы начинались с повторения элементной базы. Другой бы покривился и сказал:
- Да знаю я уже все это! Сколько можно повторять?!
Однако каждый раз я заново слушал курс по элементной базе… и каждый раз удивлялся, что многие вещи нужно запоминать. Одним из моих "больных" моментов были таблицы истинности триггеров. Особенно RS-триггера и JK-триггера.
Поразительно, как педагоги были единодушны в своем подходе! Структура урока была примерно такова:
1. Нам объясняли, что такое триггер, Причем к пониманию этого мы подходили постепенно, разобрав
сначала работу транзисторов,
затем из транзисторов мы строили логические схемы И, ИЛИ, НЕ
и уже из элементов И, ИЛИ, НЕ, как из кирпичиков строили триггера
2. Далее нам давали под запись таблицы истинности. Именно под запись… Раздаточных материалов практически не было. О том, чтобы, скачать нужную статью, урок или "зайти" в электронную библиотеку можно было помечтать только в фантастических рассказах. Сейчас да, можно зайти в раздел закачек информационно-образовательного портала Ореанда и найти почти все для учебы, образования и даже работы. А тогда только конспекты.
Уже тогда я понимал, что обилие информации может завести меня в тупик! Например, на один RS-триггер (как и на JK-триггер) нужно было запоминать 2 таблицы. Ведь как RS-триггер, так и JK-триггер могут строиться
и на элементах И
и на элементах ИЛИ
Получается, что на два триггера мне нужно запоминать 4 таблицы истинности! И я нашел способ, как эти таблицы истинности для триггеров понимать и быстро выводить, а не запоминать.
В то время я вел кружок юного радиотехника во Дворце пионеров и мой метод был прекрасно опробован на 6-тиклассниках. Уже после первого занятия они легко выводили эти таблицы истинности для RS-триггера и JK-триггера. Метод очень прост и я поделюсь им в этой статье.