Построение мотивационного профиля - гигиенические и мотивационные факторы (тест Ф. Херцберга, адаптация Н. Типатова)
Используя тест Герцберга можно определить структуру мотивации и выделить актуальные на сегодня факторы удовлетворенности или неудовлетворенности трудом.
Согласно теории Фредерика Херцберга, трудовая мотивация базируется на двух группах факторов: факторах гигиены и факторах мотивации.
Он назвал их гигиеническими факторами и мотивационными факторами
---------------------------
Факторы гигиены (внешние факторы) - этот тот минимум, который необходим сотруднику для того, чтобы продуктивно трудиться и выполнять свои функции и задачи.
Их еще называют факторами здоровья. Они связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа.
К ним можно отнести такие факторы, как:
- нормальные условия труда,
- достаточная з/плата,
- политика фирмы и администрации,
- межличностные отношения с начальниками, коллегами и подчиненными,
- степень непосредственного контроля за работой,
- статус,
- безопасность
- примерный список Гигиенических факторов
Гигиенические факторы обеспечивают практически нейтральные чувства среди работников организации.
Устранение этих факторов с рабочего места вызывавает у работников состояние неудовлетворенности.
Херцберг позаимствовал слово "гигиенические" из медицинской терминологии, где этот термин относится к факторам,
которые помогают поддерживать здоровье, но совсем не обязательно улучшают его.
Например, к гигиеническим мероприятиям, которыми вы занимаетесь каждый день, относится умывание.
Вы умылись, но ваше состояние не стало лучше. Оно только поддерживается на прежнем уровне.
Автор теории вывел формулу:
[рабочая обстановка] - [гигиенические факторы] = состоянию НЕудовлетворенности
Если гuигиенические факторы достаточны, то сами по себе не вызывают удовлетворения работой и не могут
мотивировать человека на какие-либо поступки.
---------------------------
Мотивационные факторы (внутренние факторы) - вызывают чувство удовлетворения работой, это внутренние факторы удовлетворенности, направленные на:
- успех, достижение (факт достижения цели),
- продвижение по службе,
- признание и одобрение результатов работы,
- высокая степень ответственности за выполняемое дело,
- возможность творческого и делового роста,
- сама работа (насколько она интересна, содержательна)
- примерный список Мотивационных факторов
Они отвечают за повышение мотивации или удовлетворенности сотрудников.
Их отсутствие не вызывает чувства неудовлетворенности.
Формула гласит:
[рабочая обстановка] + [мотивационные факторы] = состояние удовлетворенности;
[рабочая обстановка] - [мотивационные факторы] = нулевой эффект
Эта группа факторов предполагает, что каждый отдельный человек может мотивированно работать, когда видит цель и считает возможным ее достижение.
Отсутствие или неадекватность факторов мотивации не приводит к неудовлетворенности работой, но их наличие приносит удовлетворение и мотивирует работников к более
производительному труду.
графически это можно представить так:
Часто перед руководителем (или даже перед самим сотрудником) встают вопросы:
что движет сотрудниками?
почему этот работает "с огоньком" и как вол, а другой - спустя рукава?
что этому другому не хватает? чем и как его мотивировать?
как сделать так, чтобы всем сотрудникам хотелось работать?
как просчитать мотивированность кандидата, его готовность работать еще "на берегу", при приеме на работу?
Ответить на эти вопросы поможет теста Херцберга - Гигиенические и Мотивационные факторы.
|